A- A A+
Управление по вопросам молодежной политики акимата Северо-Казахстанской области

Адрес
Республика Казахстан,
г. Петропавловск,
ул. им. Каттая Кеншибаева, 22

Контакты:
8 (7152) 500159,
500161, 500162

Версия для слабовидящих
Модернизация пенсионной системы
  1. Закон Республики Казахстан от 20 июня 1997 года № 136 «О пенсионном обеспечении в Республике Казахстан»
  2. Закон Республики Казахстан от 16 июня 1997 г. N 126  «О государственных социальных пособиях по инвалидности, по случаю потери кормильца и по возрасту в Республике Казахстан»
  3. Правила возврата 50 процентов от суммы обязательных пенсионных взносов, перечисленных за счет бюджетных средств до 1 января 2016 года в пользу военнослужащих (кроме военнослужащих срочной службы), сотрудников специальных государственных и правоохранительных органов, государственной фельдъегерской службы, а также лиц, права которых иметь специальные звания, классные чины и носить форменную одежду упразднены с 1 января 2012 года
  4. Постановление Правления Национального Банка Республики Казахстан от 26 февраля 2014 года № 32 Об утверждении Правил перевода пенсионных накоплений в страховую организацию по договору пенсионного аннуитета (с изменениями от 28.11.2015 г.)
  5. Постановление Правительства Республики Казахстан от 2 октября 2013 года № 1042 Об утверждении Правил осуществления пенсионных выплат из пенсионных накоплений, сформированных за счет обязательных пенсионных взносов, обязательных профессиональных пенсионных взносов из единого накопительного пенсионного фонда, и методики осуществления расчета размера пенсионных выплат (с изменениями и дополнениями по состоянию на 14.04.2016 г.)
  6. Постановление Правительства Республики Казахстан от 10 апреля 2014 года № 341 Об утверждении Правил выполнения гарантий государства получателям пенсионных выплат по сохранности обязательных пенсионных взносов, обязательных профессиональных пенсионных взносов в едином накопительном пенсионном фонде в размере фактически внесенных обязательных пенсионных взносов, обязательных профессиональных пенсионных взносов с учетом уровня инфляции (с изменениями по состоянию на 14.04.2016 г.)
  7. Постановление Правительства Республики Казахстан от 18 сентября 2013 года № 984 Об утверждении Пенсионных правил единого накопительного пенсионного фонда (с изменениями и дополнениями по состоянию на 14.04.2016 г.)
  8. Постановление Правительства Республики Казахстан от 31 декабря 2013 года № 1562 Об утверждении перечня производств, работ, профессий работников, занятых на работах с вредными (особо вредными) условиями труда, в пользу которых агентами по уплате обязательных профессиональных пенсионных взносов за счет собственных средств осуществляются обязательные профессиональные пенсионные взносы (с изменениями по состоянию на 10.12.2015 г.)

Актуальные вопросы модернизации пенсионной системы РК

Информационный материал по модернизации пенсионной системы Республики Казахстан

Цели и особенности модернизации пенсионной системы:

1. Обеспечение соответствия пенсионных выплат ранее получаемым доходам и растущему уровню жизни в стране.

2. Обеспечение финансовой устойчивости системы пенсионного обеспечения (постоянное соответствие текущих доходов и резервов, формируемых за счет пенсионных взносов, а также бюджетных средств и прочих поступлений расходам по выплате пенсий).

Модернизация будет осуществлена при сохранении многоуровневой системы пенсионного обеспечения. Необходимые и взаимосвязанные изменения будут проведены на базовом уровне, обязательном — в солидарной и накопительной компонентах, и добровольном.

На какие группы населения и пенсионеров будут направлены предстоящие преобразования?

Особенность вопросов пенсионного обеспечения в том и состоит, что они касаются всех и каждого: тех, кто является пенсионером сегодня, и тех, кому необходимо еще заработать свое право на пенсию; мужчин и женщин; занятых и безработных, гражданского населения и военных и т.д.

Исходя из этого, предстоящие преобразования будут осуществлены в интересах человека, предполагая разделение ответственности за надлежащее обеспечение при наступлении старости между государством, работодателями и гражданами непосредственно.

Направления модернизации

1. Институциональные преобразования действующей накопительной пенсионной системы, особенности организации и деятельности Единого накопительного пенсионного фонда.

2. Перевод добровольных профессиональных пенсионных взносов в обязательные профессиональные пенсионные взносы

3. Поэтапное повышение пенсионного возраста женщин с 2018 года

Модель пенсионного обеспечения в Республике Казахстан, ее основные составляющие

Сегодня в Казахстане действует многоуровневая пенсионная система, которая состоит из базового, обязательного и добровольного уровней.

Модель пенсионного обеспечения в Республике Казахстан

На базовом уровне лицам, достигшим пенсионного возраста (с учетом участия в солидарной (до 01.01.1998 г.) и накопительной пенсионной системе), выплачивается базовая пенсионная выплата (БПВ). Она устанавливается в едином для всех размере, независимо от трудового стажа и ранее получаемых доходов.

Справочно: численность получателей БПВ на 1 июля 2013 г. составляла 1833,5 тыс. человек, из них около 830 тыс. чел. — участники солидарной, порядка 1 млн. чел. — смешанной (солидарной и накопительной) системы пенсионного обеспечения. Размер БПВ в 2013 году составляет 9 330 тенге или 50% от ПМ.

На обязательном уровне пенсионерам выплачиваются солидарные (трудовые) пенсии из государственного бюджета и накопительные — за счет финансирования накопительных пенсионных фондов страны Казахстана.

При переходе к накопительной пенсионной системе в 1998 году для граждан сохранялось право на получение солидарных пенсий из государственного бюджета, при наличии у них трудового стажа не менее 6 месяцев на 01.01.1998 г. и заработной платы, за любые 3 года подряд, начиная с 1995 года. Обязательный для назначения полной пенсии трудовой стаж составляет 20 лет для женщин и 25 — для мужчин.

Пенсии из накопительной пенсионной системы выплачиваются участникам накопительной системы, осуществлявшим обязательные пенсионные отчисления, в размере 10% от заработной платы.

Предусмотрено право женщинам с 50 лет, а мужчинам — с 55 лет на ранее получение пенсионных накоплений, в случае если ее пенсионные накопления достаточны для ежемесячной выплаты пенсии в размере не ниже ее минимального размера в течение 18 лет после выхода на пенсию путем покупки пенсионного аннуитета с переводом своих пенсионных накоплений в аннуитетную (страховую) компанию.

I. Создание единого накопительного пенсионного фонда (ЕНПФ) и повышение эффективности накопительной пенсионной системы

1 августа 2013 создан Единый накопительный пенсионный фонд (ЕНПФ), его учредителем и акционером является Правительство Республики Казахстан.

Цель и преимущества создания ЕНПФ:

  • обеспечение надлежащего учета поступлений обязательных пенсионных взносов (ОПВ) и использования пенсионных активов;
  • совершенствование инвестиционных стратегий и повышение доходности пенсионных активов, уменьшение административных расходов;
  • обеспечение большей прозрачности формирования и движения пенсионных накоплений населения.

ЕНПФ является правопреемником по всем существующим договорам о пенсионном обеспечении и аккумулирует все пенсионные активы, которые ранее были распределены между частными накопительными пенсионными фондами.

Перевод индивидуальных пенсионных счетов вкладчиков и их пенсионных накоплений из пенсионных фондов в сентябре т.г. по графику будет осуществлен в полном объеме с сохранением права собственности вкладчиков на свои пенсионные накопления, что очень важно!

Основные задачи ЕНПФ:

  • привлечение обязательных пенсионных взносов, обязательных профессиональных пенсионных взносов (ОППВ) и при выборе вкладчика — добровольных пенсионных взносов (ДПВ);
  • учет индивидуальных пенсионных счетов вкладчиков;
  • осуществление пенсионных выплат вкладчикам за счет аккумулированных пенсионных накоплений,
  • обеспечение высокой доходности пенсионных накоплений,
  • расширение охвата участниками НПС,
  • повышение финансовой грамотности через информирование населения о движении средств на ИПС

Пенсионными активами ЕНПФбудет управлять Национальный Банк Казахстана.

Для организации инвестирования НБ РК будет представлено право выбора организаций, управляющих инвестиционными портфелями в соответствии с инвестиционной стратегией. Но инвестиционная стратегия и рекомендации по перечню разрешенных финансовых инструментов для размещения пенсионных активов ЕНПФ будут одобряться Советом по управлению пенсионными активами ЕНПФ при Президенте Республики Казахстан.

Его персональный состав и положение о нем утверждаются Президентом Республики Казахстан. В состав Совета будут входить представители Администрации Президента РК, Правительства РК, Национального Банка РК, участники финансового рынка и отечественные независимые эксперты.

Основными функциями Совета будет являться:

  • рассмотрение и выработка предложений по повышению эффективности управления пенсионными активами Фонда;
  • выработка предложений по перечню разрешенных инструментов для размещения пенсионных активов Фонда и одобрение данного перечня;
  • утверждение инвестиционной стратегии Фонда.

По обязательным пенсионным взносам, обязательным профессиональным пенсионным взносам будет сохранена гарантия государства по сохранности пенсионных накоплений.

Таким образом, ответственность государства за сохранность пенсионных активов и обеспечение инвестиционной доходности будет повышена.

Структура

II. Переход от добровольных к обязательным профессиональным пенсионым взносам

Преобразования в этом направлении модернизации пенсионной системы связаны с тем, что действующая модель не компенсирует рисков, связанных с занятостью в особых условиях труда.

Уместно отметить, что добровольная профессиональная схема пенсионного обеспечения лиц, занятых во вредных условиях труда не получила должного развития. Предполагалось, что она обеспечит увеличение пенсионных накоплений за счет добровольных профессиональных пенсионных взносов (ДППВ) и позволит выйти на пенсию в 53–55 лет. Однако в настоящее время участниками системы являются более 4 тысяч человек, а их накопления лишь не намного больше 100 млн. тенге.

Учитывая специфику работы лиц, занятых в особых условиях труда, с 1 января 2014 года будет осуществлен переход к обязательным профессиональным пенсионным взносам (ОППВ).

Это значит, что на индивидуальные пенсионные счета специалистов, работающих во вредных условиях труда, будут поступать 15% пенсионных взносов, из них 10% ОПВ от фонда оплаты труда самого работника и 5% за счет работодателя. Это позволит при их непрерывном участии в системе (не менее 30 лет) и регулярном отчислении (12 раз в год) достаточные пенсионные накопления для раннего выхода на пенсию.

Переход от добровольных к обязательным профессиональным пенсионым взносам

При этом не увеличится нагрузка на работодателя, так как сумма взносов в профессиональную пенсионную систему будет учтена при вычете налогов.

Кроме того, для этой категории лиц, будут сохраняться:

1) выплата базовой пенсии;

2) солидарной (трудовой) пенсии при наличии трудового стажа на 1 января 1998 года не менее 6 месяцев;

3) страховые выплаты из Государственного фонда социального страхования, на случай утраты общей трудоспособности до достижения общеустановленного пенсионного возраста;

4) пожизненные страховые выплаты из страховых компаний при потере трудоспособности от трудового увечья и профессиональных заболеваний.

Сегодня завершена работа по подготовке Перечня производств, работ, профессий работников в пользу которых, вкладчиками обязательных профессиональных пенсионных взносов за счет собственных средств будут осуществляться обязательные профессиональные пенсионные взносы.

Окончательная версия проекта Перечня содержит 17 разделов — видов производств и свыше трех тысяч позиций с наименованиями профессий, должностей и формулировок, объединяющих их

Обязательные профессиональные пенсионные взносы распространяются на работников, труд которых во вредных, опасных условиях подтвержден результатами аттестации производственных объектов по условиям труда, порядок проведения которой, определяется Правительством страны.

Аттестацию производственных объектов по условиям труда проводят 146 специализированных организаций. Данные организации должны быть аккредитованы уполномоченным государственным органом по труду на право проведения услуг по аттестации производственных объектов.

Контроль за качеством проведения аттестации производственных объектов по условиям труда осуществляется государственными инспекторами труда.

Таким образом, предлагаемые меры усилят устойчивость пенсионной системы и повысят адекватность уровня пенсионного обеспечения растущему уровню жизни в стране.

III. Повышение пенсионного возраста женщин

Повышение пенсионного возраста женщин связано с уменьшением трудового стажа работы на 1 января 1998 года. Более 12% женщин, обратившихся за назначением пенсии в 2012 году, уже не имели полного трудового стажа, накопленного на 1 января 1998 года, а к 2018 году полного стажа не будет у всех выходящих на пенсию женщин.

Это означает, что пенсия женщин, выходящих на пенсию после 2018 года, будет включать:

  • базовую пенсию,
  • солидарную (трудовую) пенсию из государственного бюджета, соответствующую трудовому стажу до 1 января 1998 года. При этом со временем размер трудовой пенсий может стать ниже устанавливаемого ежегодно минимального размера пенсии из-за неполного трудового стажа,
  • накопительную пенсию из накопительной пенсионной системы в относительно небольших размерах, соответствующих пенсионным накоплениям.

По прогнозным расчетам, размер получаемой пенсий женщин будет составлять менее 40% от прежнего среднемесячного заработка уже в этом десятилетии.

В таких условиях унификация пенсионного возраста предлагается не для экономии бюджетных средств, а для увеличения стажа участия женщин в накопительной пенсионной системе и увеличения объема пенсионных накоплений, что, соответственно, должно привести к повышению размера получаемой пенсий из НПС.

Адаптацию пенсионных систем к старению населения за счет повышения пенсионного возраста в настоящее время используют, либо планируют использовать многие зарубежные страны (Великобритания, Германия, Франция, Норвегия, Швеция, Южная Корея, Чехия, Азербайджан, Украина, Эстония и др.).

При этом в 18 странах Евросоюза пенсионный возраст женщин уравнивается с пенсионным возрастом мужчин уже к 2020 году, пять государств планируют сделать это позже.

В соответствии с мировой практикой и казахстанским опытом, который был реализован с 1996 по 2001 годы, повышение пенсионного возраста предлагается осуществлять постепенно, в течение 10 лет, увеличивая пенсионный возраст по 6 месяцев ежегодно, начиная с 1 января 2018 года.

Это позволит:

  • во-первых, провести его безболезненно для лиц, предпенсионного возраста. Например, женщины, достигшие 58 лет, будут выходить на пенсию в 58,5 лет, то есть через 6 месяцев, кому 57 лет, то через год или в 59 лет;
  • во-вторых, психологически подготовиться и адаптироваться к новым условиям (для поколений, которые будут выходить на пенсию в 63 года);
  • в-третьих, принять меры по расширению возможностей продуктивной занятости для женщин.

Но опять обращаем внимание, что вся это модель, согласно поручению Главы государства начнет действовать через 5 лет — в 2018 году, безболезненно и основательно с учетом всех социальных специфик.

Так как назначение пенсий из солидарной системы будет осуществляться до 2043 года, унификация пенсионного возраста будет касаться женщин, являющихся участниками как солидарной, так и накопительной пенсионной системы.

Повышая пенсионный возраст, Правительство понимало, что нужно принять дополнительные меры по обеспечению занятости населения, и, прежде всего, женщин среднего возраста.

Этому будут способствовать реализуемая государством Дорожная карта занятости 2020, направленная на содействие продуктивной занятости и рост трудовых доходов, в рамках которой, женщины отнесены к целевым группам населения, имеющим приоритетное право на содействие в трудоустройстве и иные формы социальной поддержки.

Данная программа является логическим продолжением реализации дорожных карт 2009 и 2010 годов и Программы занятости 2020.

Программой определено приоритетное содействие занятости женщин и молодежи. В целях конкурентоспособности женщин на рынке труда в рамках Дорожной карты занятости им предоставляется возможность:

  • бесплатного обучения по востребованным на рынке специальностям, направление на социальные рабочие места, субсидируемые государством, молодежную практику. При этом на период обучения им предоставляется материальная помощь на проезд и проживание, выплата стипендии;
  • открытия или расширения собственного дела, через получение микрокредита и обучения основам предпринимательства;
  • осуществления добровольного переезда в населенные пункты с высоким потенциалом социально-экономического развития, где есть потребность в трудовых ресурсах. Таким семьям будет оказано содействие в трудоустройстве на новом месте жительства, в обеспечении служебным жильем и предоставления субсидий на переезд.

С 2011 года по сегодняшний день мерами Программы были охвачены свыше 100 тыс. женщин.

Содействие адаптации женщин на рынке труда после выхода из отпуска по уходу за детьми. В целях повышения конкурентоспособности центры занятости, в соответствии с трудовым законодательством, обеспечивают повышение квалификации, при необходимости переобучение и получение новой востребованной специальности за счет средств государственного бюджета.

Предусматривается ряд мер, направленных на широкое применение женского труда, использование дистанционных форм занятости, развитие надомного труда, а также по развитию предпринимательства для женщин.

Кроме того, внесены поправки в Трудовой кодекс, предусматривающие усиление гарантий, направленных на устранение дискриминации при трудоустройстве и сохранение занятости лиц старше 55 лет, а также введения штрафов за размещение информации о вакансиях для приема на работу, содержащей требования дискриминационного характера в сфере труда (указание пола и возраста).

Вместе с тем право раннего выхода на пенсию будет сохранено для женщин имеющих трудовой стаж до 1 января 1998 года

- в 53 года женщинам, родившим (усыновившим, удочерившим) 5 и более детей и воспитавшим их до восьмилетнего возраста при наличии трудового стажа не менее шести месяцев до 1 января 1998 года;

Также, в трудовой стаж засчитывается время ухода неработающей матери за малолетними детьми, но не более чем до достижения каждым ребенком возраста 3 лет, в пределах 12 лет в общей сложности.

- в 45 лет, при общем стаже не менее 20 лет, женщинам, проживавшим в зонах чрезвычайного и максимального радиационного риска в период с 29 августа 1949 года по 5 июля 1963 года, не менее 5 лет, в соответствии с ЗРК "О социальной защите граждан, пострадавших вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском испытательном ядерном полигоне".

- для участниц накопительной пенсионной системы при достаточности пенсионных накоплений, будет сохранено право назначения пенсионных выплат из НПС в 50 лет.

IV. Расширение охвата населения услугами накопительной пенсионной системы

Текущий уровень участия трудоспособного населения Казахстана в накопительной пенсионной системе составляет 67,7%, из них около 98% составляет наемные работники.

Поэтому рассматриваются предложения по повышению привлекательности НПС, формализации трудовых отношений работников теневого сектора и расширению охвата самозанятого населения услугами накопительной пенсионной системы.

Основная масса самозанятых граждан уплачивает пенсионные взносы в пределах 10% от минимального размера заработной платы.

Если провести простые расчеты, то можно посчитать какой объем накоплений будет у гражданина за 35 лет осуществления таких взносов: ежегодно человек будет накапливать не более 23 тыс. тенге (если брать 2013 год), соответственно за 35 лет накопления составят 42 минимальные заработной платы.

Таких накоплений хватит на выплату пенсий в размере минимальной заработной платы, всего на 3,5 года.

В случае если самозанятые не будут участвовать в пенсионной системе, то при достижении пенсионного возраста их ожидают социальные пособия по возрасту, в размере не более чем 50% от величины прожиточного минимума, что составляет всего 9330 тенге по примеру 2013 года.

Чтобы решить эту проблему планируется следующее:

  • с учетом проводимых мер по уточнению статуса самозанятых и вовлечению их в продуктивную занятость (в рамках «Дорожной карты занятости 2020») будет введено Требование об обязательном участии в накопительной пенсионной системе лиц, получивших статус самозанятого населения;
  • будет изменен порядок уплаты взносов; самозанятое население должно будет показывать весь свой доход, и платить пенсионные взносы с этой суммы.
  • изменится система минимальных гарантий.

Поручения Президента РК по разработке комплекса мер по дальнейшей модернизации системы пенсионного обеспечения до 2030 года

С учетом поручений Президента Республики Казахстан, озвученных в обращении к народу Казахстана от 7 июня 2013 года, будет разработан комплекс мер по дальнейшей модернизации системы пенсионного обеспечения до 2030 года, предусматривающий солидарную ответственность государства, работодателя и работника за уровень социальной защиты населения, а именно:

А) государственное субсидирование обязательных пенсионных взносов для работающих женщин в период их нахождения в отпусках по рождению и уходу за детьми.

Нахождение женщин в отпусках по уходу за детьми, с одной стороны, прерывает стаж участия в накопительной пенсионной системе, а с другой — объективно приводит к относительному (в сравнении с мужчинами) отставанию объемов пенсионных накоплений.

Расчеты показывают, что даже при условии удержания обязательных пенсионных взносов из социальных выплат, осуществляемых для участниц обязательного социального страхования (по уходу за ребенком до достижения им возраста одного года) объем накоплений в период нахождения в отпуске по уходу за ребенком (по Закону — 3 года) относительно уменьшается в 2,5 раза.

Пример 1, рассмотрим работающую женщину со среднемесячным доходом в 150 тысяч тенге, с которых производились социальные отчисления за последние 2 года до даты рождения ребенка. Если в настоящее время, при уходе за ребенком до одного года ее пенсионные накопления в месяц составляют 6 тысяч тенге( размер соц.выплаты — 150.тыс.т. х 40% от СМД за последние 24 месяца перед рождением ребенка = 60 тыс.т. ежемесячно до 1 года и ОПВ — 6 тыс.т.), то по предлагаемому механизму с учетом дополнительного субсидирования из бюджета обязательных пенсионных взносов в размере 9 тысяч тенге, ее общие пенсионные отчисления составят в месяц 15 тысяч тенге (т.е. если бы она работала и не теряла ОПВ в сумме 15 тыс.т. в месяц).

Пример 2. СМД — 50 тыс. тенге. ОПВ до отпуска по уходу — 5 тыс.т.

Размер соцвыплаты — 40% от 50 тыс.т. = 20 тыс.т. ОПВ от соцвыплаты — 2 тыс. тенге. Размер субсидии от РБ составит 3 тыс. тенге.

Внимание! С учетом действующего ограничения на доход, принимаемый для исчисления социальных отчислений, размер субсидий не будет превышать размера минимальной заработной платы (18 660 тенге в текущем году).

Ограничение объекта исчисления пенсионных взносов 10 МЗП вводится не в целях экономии бюджетных средств. Оно связано с необходимостью применения единого подхода к начислению пенсионных взносов как на страховые выплаты из ГФСС, так и на определение величины субсидируемых государством пенсионных взносов. Такой подход/ограничение справедливо и в том отношении, что, в соответствии с социальным законодательством РК, оно применяется и в страховании всех иных социальных рисков.

Пример 3, рассмотрим работающую женщину со среднемесячным доходом в 1 399,5 тысяч тенге — 10% ОПВ — 139950 тенге (МЗП 18660 тенге х 75), с которых производились пенсионные отчисления. Размер социальной выплаты (40% от СМД за последние 2 года до даты рождения ребенка с учетом ограничения, установленного на учитываемый доход ЗРК «Об обязательном социальном страховании» не более 10-ти кратного размера МЗП — 186600 тенге, составит 74640 тенге, ОПВ — 7464 тенге. По предлагаемому механизму с учетом дополнительного субсидирования из бюджета обязательных пенсионных взносов в размере 11 196 тенге, ее общие пенсионные отчисления составят в месяц 18 660 тенге.

В настоящее время подготовлен проект Закона, предусматривающий сопровождение инициативы Главы государства по субсидированию обязательных пенсионных взносов получателям социальных выплат на случай потери дохода в связи с уходом за ребенком по достижении им возраста 1-го года. Данная норма будет способствовать увеличению объемов пенсионных накоплений женщин, и направлена на поддержку материнства и детства.

Б) введение 5% обязательных пенсионных взносов за счет работодателей за всех работников.

В рамках обязательного накопительного уровня каждый работник (вкладчик) несет ответственность за собственное обеспечение в старости (10% обязательных пенсионных взносов со своих доходов). При этом государство несет ответственность по ряду вопросов, включающих гарантирование реальной стоимости пенсионных накоплений по каждому вкладчику при выходе на пенсию и пожизненное обеспечение базовой пенсионной выплаты.

В этой связи будут введены обязательные взносы работодателей в пользу своих работников. Порядок перечисления, механизм формирования и использования данных взносов предлагается разработать с учетом результатов работы Единого накопительного пенсионного фонда.

Достигаемое на этой основе расширение источников пенсионного обеспечения на обязательном уровне за счет прямого участия работодателей, при сохранении базовой и добровольной компоненты усилит финансовую устойчивость пенсионной системы и позволит обеспечить соответствие пенсионных выплат и соответствие уровня пенсионного обеспечения международным стандартам.

В) поэтапное повышение обязательных профессиональных пенсионных взносов еще на 5% за счет средств работодателя (ежегодно по 1%).

С 2014 года вводятся обязательные профессиональные пенсионные взносы в размере 5% от фонда оплаты труда, за счет работодателей, использующих труд работников занятых во вредных и опасных условиях труда.

В целях дальнейшего развития профессиональной пенсионной системы будут поэтапно увеличены ставки обязательных профессиональных пенсионных взносов с 5 до 10%.

Данные преобразования приведут к

  • повышению социальной защиты работников вредных производств и ответственности работодателя;
  • сохранению нормы по налоговой преференции в части отнесения на вычеты профессиональных пенсионных взносов из налогооблагаемой базы работодателя (корпоративный подоходный налог).

Таким образом, для лиц занятых во вредных и опасных производствах, пенсионные накопления будут увеличиваться значительно быстрее, что в свою очередь предоставит им возможность более раннего получения пенсионных выплат. Это позволит при непрерывном участии в системе (не менее 30 лет) и регулярном отчислении (12 раз в год) сформировать достаточные пенсионные накопления для раннего выхода на пенсию лицам, занятым во вредных и опасных условиях труда, при достижении 50 лет путем приобретения пенсионного аннуитета.

ГУ «Департамент по контролю и
социальной защите по СКО»

05.01.2018 г.

Продолжаем нашу традиционную рубрику «5 вопросов» и предлагаем вашему вниманию следующую информацию.

1. Как часто вкладчику (получателю) можно получать информацию о состоянии ИПС?

ЕНПФ обязан предоставлять вкладчику (получателю) информацию о состоянии его пенсионных накоплений не реже одного раза в год, а также по его запросу на любую запрашиваемую дату без взимания платы и обеспечивать электронный и иные способы доступа к информации о его пенсионных накоплениях.

Информация о состоянии пенсионных накоплений предоставляется вкладчику (получателю) в соответствии с выбранным вкладчиком (получателем) способом информирования. В случае выбора способа получения информации:

  • при личном обращении в офис ЕНПФ или посредством Интернет связи количество обращений вкладчиков (получателей) неограниченно;
  • по электронной почте на адрес, указанный в реквизитах заявления на открытие ИПС, или дополнительного соглашения об изменении/определении способа информирования, информация направляется в зависимости от выбранного графика (ежемесячно, ежеквартально, раз в полугодие, ежегодно);
  • посредством почтовой связи — один раз в год;
  •  интернет-информирование — в режиме онлайн. Выбрав этот вид информирования, можно получать выписку с индивидуального пенсионного счета не только через личный кабинет на сайте enpf.kz, но и через мобильное приложение ENPF для смартфонов и планшетов. Также получить информацию о состоянии индивидуального пенсионного счета можно на сайте электронного правительства в разделе «Социальное обеспечение» — «Выписка с пенсионного счета в ЕНПФ», при наличии регистрации на портале электронного правительства РК (www.egov.kz) и электронной цифровой подписи (ЭЦП).

2. При изменении адреса места жительства вкладчика (получателя) нужно ли уведомлять об этом ЕНПФ?

В соответствии с пп.1) п.4 ст.39 Закона «О пенсионном обеспечении в РК» № 105-V от 21 июня 2013 года вкладчики обязательных пенсионных взносов, обязательных профессиональных пенсионных взносов и получатели из ЕНПФ обязаны в порядке, установленном Правительством Республики Казахстан, сообщать в ЕНПФ обо всех изменениях, влияющих на выполнение обязательств ЕНПФ, в течение десяти календарных дней с даты таких изменений.

К ним относятся изменение электронного и почтового адресов, если выбран соответствующий способ информирования.

1) Об изменении почтового адреса, указанного в договоре о пенсионном обеспечении, в случае если Вами выбран способ информирования о пенсионных накоплениях «по почте», Вы можете сообщить при личном обращении в ЕНПФ либо посредством службы почтовой связи, с указанием фамилии, имени, отчества, даты рождения, индивидуального идентификационного номера (ИИН), с обязательным приложением копии удостоверения личности.

2) Об изменении электронного адреса, указанного в договоре о пенсионном обеспечении либо в соглашении об изменении/определении способа информирования, в случае если Вами выбран способ информирования о пенсионных накоплениях «по электронной почте (e-mail)». При этом обращаем Ваше внимание, что об изменении электронного адреса Вы можете сообщить только при личном обращении в ЕНПФ.

Если вкладчик (получатель) поменял место жительства и до 31 декабря прошлого года не уведомил об этом Фонд, то выписка за 2017 год, направленная по почте, возвращается в ЕНПФ. Кроме того, в этом случае ЕНПФ имеет право, согласно действующему пенсионному законодательству, на следующий год выписку не отправлять.

ЕНПФ не направляет информацию о состоянии пенсионных накоплений вкладчику (получателю) за истекший год, если по состоянию на 1 января текущего года у него отсутствуют средства на ИПС или у него не выбран способ информирования. Специалисты ЕНПФ рекомендуют вкладчикам обратиться в центры персонального обслуживания Фонда для актуализации своих персональных данных и/или выбора нового способа информирования.

3. Можно ли изменить адрес в реквизитах без посещения офиса ЕНПФ?

В 2017 году ЕНПФ расширил свою линейку электронных услуг и вкладчикам (получателям) предоставлена возможность внесения изменений в реквизиты в личном кабинете на сайте фонда. Теперь проверить актуальность своих реквизитов (данные документа, удостоверяющего личность, адрес места жительства, электронный адрес (e-mail), номера телефонов), зарегистрированных в автоматизированной информационной системе ЕНПФ, и если есть необходимость, самостоятельно внести изменения и (или) дополнения, можно при наличии актуального ключа электронной цифровой подписи. Для этого необходимо зайти на сайт ЕНПФ и в разделе «Электронные сервисы», воспользовавшись электронной услугой «Внести изменения и (или) дополнения в реквизиты» внести необходимые изменения.

4. Если договор с пенсионным фондом заключен на основании удостоверения личности, можно ли использовать паспорт гражданина РК при подписании дополнительного соглашения на изменение способа информирования?

Да, паспорт гражданина РК можно использовать для подписания соглашения об изменении (определении) способа информирования. При этом идентичность основных реквизитов вкладчика (получателя) проверяется без учета расхождения в реквизите «отчество», которое образовалось вследствие того, что ранее вкладчиком был предоставлен другой документ, удостоверяющий его личность (удостоверение личности, вид на жительство, где отчество присутствовало).

5. Кому могут выдаваться Справки об остатках и движении денег на ИПС?

Тайна пенсионных накоплений может быть раскрыта вкладчику, осуществляющему пенсионные взносы, получателю, любому третьему лицу только на основании письменного согласия вкладчика (получателя), оформленного в соответствии с требованиями законодательства Республики Казахстан.

Справки об остатках и движении денег на ИПС могут выдаваться:

1) органам дознания и предварительного следствия — по находящимся в их производстве уголовным делам;

2) судам — по находящимся в их производстве делам на основании определения суда;

3) судебным исполнителям — по находящимся в их производстве исполнительным документам на основании постановления судебного исполнителя, санкционированного судом;

4) органам государственных доходов — по вопросам, связанным с исчислением, удержанием (начислением) обязательных пенсионных взносов, обязательных профессиональных пенсионных взносов проверяемого лица;

5) уполномоченному органу — по вопросу, возникшему в связи с заявлением вкладчика (получателя) либо в связи с осуществлением им проверки деятельности единого накопительного пенсионного фонда, добровольного накопительного пенсионного фонда;

6) прокурору — на основании постановления о производстве проверки в пределах его компетенции по находящемуся у него на рассмотрении материалу;

7) уполномоченному органу по финансовому мониторингу — в целях и порядке, предусмотренных Законом Республики Казахстан «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»;

8) представителям вкладчика (получателя) — на основании нотариально удостоверенной доверенности или решения суда;

9) Центру — для формирования базы данных вкладчиков (получателей) по обязательным пенсионным взносам, обязательным профессиональным пенсионным взносам и расчета сохранности обязательных пенсионных взносов, обязательных профессиональных пенсионных взносов в едином накопительном пенсионном фонде в размере фактически внесенных обязательных пенсионных взносов, обязательных профессиональных пенсионных взносов с учетом уровня инфляции на момент приобретения получателем права на пенсионные выплаты;

10) центральному исполнительному органу — по вопросу, возникшему в связи с заявлением вкладчика (получателя);

11) аудиторским организациям, проводящим ежегодный обязательный аудит единого накопительного пенсионного фонда, добровольного накопительного пенсионного фонда;

12) ЦОНам — для оказания государственных услуг на основании заявления вкладчика (получателя) либо его представителя по нотариально удостоверенной доверенности или решению суда.

Справки о наличии индивидуального пенсионного счета, остатках и движении денег на нем в случае смерти вкладчика (получателя) выдаются по письменному запросу лицам, являющимся наследниками в соответствии со свидетельством о праве на наследство по закону или указанным в завещании, либо судам на основании определения по находящимся в их производстве наследственным делам.

20.12.2017 г.

1. Расскажите, когда и как изменится механизм начисления базовой пенсии?

Сегодня базовая пенсия выплачивается всем гражданам одинаково в размере 14 466 тенге (чуть больше половины прожиточного минимума), независимо от трудового стажа. С 1 июля 2018 года базовая пенсия будет выплачиваться в зависимости от трудового стажа и от стажа участия в пенсионной системе. То есть, поменяется порядок расчета базовой пенсии. С 1 июля 2018 года 54% от размера прожиточного минимума, установленного на соответствующий год (в 2018 году это 15 273 тенге), будут получать те, кто имеет стаж участия в пенсионной системе 10 и менее лет. И за каждый год трудового стажа свыше 10 лет будет добавляться еще 2% от размера прожиточного минимума. То есть при стаже 33 лет можно получать максимальный размер базовой пенсии — 100% от прожиточного минимума (в 2018 году это 28 284 тенге).

2. Слышал, что с января 2018 года изменится методика расчета ежемесячных выплат. Поясните в чем будут заключаться изменения?

С 1 января 2018 года пенсионные выплаты из ЕНПФ за счет обязательных и обязательных профессиональных пенсионных взносов будут осуществляться только ежемесячно. Размер ежемесячной пенсионной выплаты из ЕНПФ будет определяться как одна двенадцатая годовой суммы пенсионных выплат, исчисленной в соответствии с Методикой осуществления расчета размера пенсионных выплат, утвержденной Постановлением Правительства.

Методика учитывает такие параметры, как сумма пенсионных накоплений, коэффициент текущей стоимости пенсионных накоплений в соответствующем возрасте получателя. Коэффициент текущей стоимости, в свою очередь показатель, который учитывает будущую стоимость денег с учетом периода времени, в течение которого накопления находятся в инвестиционном управлении. В зависимости от возраста получателя сумма пенсионных накоплений получателя умножается на соответствующий коэффициент и делится на 12. Это и будет размер ежемесячной выплаты из ЕНПФ. При этом выплата исчисленного размера ежемесячной пенсионной выплаты будет осуществляться в размере не менее 54 процентов от прожиточного минимума, установленного на соответствующий финансовый год законом о республиканском бюджете.

Единовременно забрать пенсионные накопления будет возможно, если они на дату обращения не превышают 12-кратный размер минимальной пенсии. На сегодняшний день — это 374 940 тенге, в 2018 году — 33 745 х 12 = 404 940 тенге. Если накопления превышают эту сумму, они будут выплачиваться ежемесячно.

3. От чего зависит величина коэффициента текущей стоимости пенсионных накоплений? Поясните с примерами, пожалуйста.

Таблица коэффициентов текущей стоимости пенсионных накоплений утверждена постановлением Правительства РК и используется для расчета размера накопительной пенсии с 2003 года. Данная таблица коэффициентов позволяет распределить пенсионные накопления на соответствующие годы с учетом средней ожидаемой продолжительности жизни пенсионеров.

Давайте разберем пример выплаты пенсионных накоплений по «графику». Человек выходит на пенсию в 63 года с накоплениями 4 000 000 тенге.

Коэффициент текущей стоимости, согласно утвержденной методике, в 63 года составляет 0,10467. Умножаем его на сумму пенсионных накоплений и получаем сумму годовой выплаты 418 680 тенге, делим эту сумму на 12, получаем сумму 34 890 тенге, это и будет размер ежемесячной выплаты из ЕНПФ в первый год получения выплат. В последующие годы выплаты будут осуществляться по соответствующим коэффициентам.

При этом необходимо учитывать, что выходящие на заслуженный отдых в 2018 году имеют трудовой стаж до 1998 года и, соответственно, будут получать солидарную пенсию. Кроме того, им будет обеспечена базовая пенсия, которая с 1 июля 2018 года будет выплачиваться в зависимости от трудового стажа и стажа участия в пенсионной системе.

Пример: Человек имеет 20 лет трудового стажа до 1 января 1998 года, подтверждаемого его трудовой книжкой, 13 лет после 1998 года, отчислял обязательные пенсионные взносы в накопительную пенсионную систему, которые подтверждаются Единым учетным центром Государственной корпорации (бывший ГЦВП). В этом случае совокупный трудовой стаж для назначения базовой пенсии будет составлять 33 года (20 лет трудового стажа + 13 лет участия в накопительной пенсионной системе). Размер базовой пенсии будет составлять с 1 июля 2018 года 100% от размера ПМ.

4. Зависит ли величина коэффициента от инвестиционной составляющей накоплений и может ли появиться некий повышающий коэффициент?

От инвестиционного дохода зависит сумма накоплений, которая складывается из взносов и начисленного на них инвестдохода, что, в свою очередь, скажется на размере ежемесячных выплат. В тоже время оставшаяся после выплаты на индивидуальном пенсионном счете сумма постоянно инвестируется и получателю начисляется доход, то есть сумма к выплате будет больше.

Чем выше размер пенсионных накоплений, на который влияет регулярность и полнота взносов, тем больше сумма пенсионных выплат вкладчику (получателю), поскольку ограничения на максимальную сумму пенсионных выплат из ЕНПФ отсутствуют.

При этом также ежегодно производится индексация расчетных показателей с учетом инфляции, таких как минимальный прожиточный минимум, минимальная пенсия и другие, что скажется на размере базовой и солидарной и, соответственно, совокупной пенсии.

5. Можно ли досрочно снять деньги из пенсионного фонда?

Законом «О пенсионном обеспечении в Республике Казахстан» четко определены условия, при которых возникает право на выплаты из накопительной пенсионной системы. Первое — это достижение пенсионного возраста. Второе — установление инвалидности 1 или 2 группы бессрочно. Третье — если получатель является иностранцем или лицом без гражданства, выехавшим за пределы нашей страны на постоянное место жительства. И наконец, четвертое, при достаточности пенсионных накоплений для обеспечения выплаты не ниже размера минимальной пенсии в соответствии с пунктом 1 статьи 59 Закона возможно заключение договора пенсионного аннуитета со страховой организацией для мужчин в 55 лет, для женщин в 50 лет (с 1 января 2018 года — 50,5 года, с 1 января 2019 года — 51 года, с 1 января 2020 года — 51,5 года, с 1 января 2021 года — 52 лет, с 1 января 2022 года — 52,5 года, с 1 января 2023 года — 53 лет, с 1 января 2024 года — 53,5 года, с 1 января 2025 года — 54 лет, с 1 января 2026 года — 54,5 года, с 1 января 2027 года — 55 лет).

Других оснований для изъятия пенсионных накоплений, в т.ч. досрочного Законом не предусмотрено. Это очень актуальный вопрос. Необходимо понять, что пенсионные отчисления имеют целевое назначение, и эти деньги необходимы, когда мы не будем трудиться. Осознание гражданами важности и значимости формирования пенсионных сбережений — очень важный момент, и чем раньше произойдет это осознание, тем лучше. Если люди не будут делать накопления сейчас, если будут продолжать получать зарплату «в конвертах», то размер их будущей пенсии будет невелик. Ведь чем выше размер пенсионных накоплений, на который влияют размер взносов, полнота и регулярность взносов, тем больше сумма пенсионных выплат получателю, поскольку ограничения на максимальную сумму выплат отсутствуют. При этом также ежегодно производится индексация расчетных показателей с учетом инфляции, таких как минимальный прожиточный минимум, минимальная пенсия и другие, что скажется на размере базовой и выплат из ЕНПФ, соответственно, совокупной пенсии.

12.12.2017 г.

Государственная гарантия сохранности пенсионных накоплений

В ЕНПФ прошел День открытых дверей

Алматы, Казахстан

12 декабря 2017 года во всех филиалах Единого накопительного пенсионного фонда (ЕНПФ) прошел День открытых дверей на тему «Государственная гарантия сохранности пенсионных накоплений».

Единый накопительный пенсионный фонд активно продолжает информировать население, разъясняя вкладчикам современное состояние целого комплекса вопросов, связанных с пенсионной системой. На этот раз была выбрана тема государственной гарантии сохранности пенсионных накоплений, которая никогда не теряет своей актуальности и значимости для вкладчиков.

Посетив данное мероприятие, участники смогли узнать о том, как работают пенсионные накопления в ЕНПФ, как они инвестируются в различные финансовые инструменты. В связи с тем, что доходность от инвестирования может быть, как выше, так и ниже уровня инфляции, возникает разница между реальными накоплениями и суммой внесенных взносов. Данная разница будет выплачиваться получателям при наступлении права на пенсионные выплаты. Кто имеет право обратиться за выплатой по гарантии государства, а также куда надо обращаться за выплатой, подробно рассказали сотрудники Фонда.

Программа Дня открытых дверей включает презентацию «Государственная гарантия сохранности пенсионных накоплений», в которой подробно представлена информация, касающаяся вопросов сохранности и дохода пенсионных накоплений в Республике Казахстан. Участникам мероприятия была представлена возможность после презентации задать все интересующие их вопросы, а также получить индивидуальную консультацию.

Сотрудники Северо-Казахстанского областного филиала ЕНПФ сделали акцент на то, что у нас в стране действует уникальная система государственной гарантии сохранности пенсионных накоплений. Государство гарантирует сохранность фактически внесенных в ЕНПФ обязательных пенсионных взносов с учетом уровня инфляции на момент выхода на пенсию. В соответствии со статьей 5 Закона Республики Казахстан «О пенсионном обеспечении в Республике Казахстан» государство гарантирует получателям сохранность обязательных пенсионных взносов и обязательных профессиональных в ЕНПФ в размере фактически внесенных с учетом уровня инфляции на момент получения права на пенсионные выплаты. Иными словами, когда человек выходит на пенсию, производится расчет доходности на его индивидуальном пенсионном счете в соотношении с уровнем инфляции за весь период нахождения в накопительной пенсионной системе. Если доходность пенсионных накоплений ниже уровня инфляции, государство эту разницу возмещает. «Это говорит о том, что накопления вкладчиков надежно защищены независимо от того, как будут развиваться события на финансовых рынках и складываться ситуация с инвестиционным доходом. Гарантия сохранности пенсионных активов обеспечивается и посредством того, что все накопления аккумулированы в ЕНПФ, акционером которого является Правительство, а доверительным управляющим — Национальный Банк Республики Казахстан», — пояснил директор Северо-Казахстанского областного филиала Муканов Р.Ж.

Единый накопительный пенсионный фонд проводит Дни открытых дверей на постоянной основе. Поскольку в этот день каждый желающий может не только получить стандартный пакет услуг от фонда, но и сможет узнать много нового как о пенсионной системе, так и о работе фонда в целом.

Только в Северо-Казахстанском областном филиале мероприятие посетили порядка 476 жителей города. По словам одного из вкладчиков, который впервые пришел на День открытых дверей, мероприятие получилось очень интересным: «Я узнал много новой и полезной информации, — сказал участник мероприятия, — получил индивидуальную консультацию, понял, что буду приходить на подобные встречи и в дальнейшем, и конечно, посоветую всем своим родственникам, знакомым, коллегам, соседям. Пенсия касается всех и каждого, поэтому надо активней интересоваться, узнавать обо всех нововведениях, изменениях, что нас ожидает, когда мы выйдем на пенсию. Главное, что наши накопления в полной сохранности».

ЕНПФ создан 22 августа 2013 года на базе АО «НПФ «ГНПФ». Учредителем и акционером ЕНПФ является Правительство Республики Казахстан в лице ГУ «Комитет государственного имущества и приватизации» Министерства финансов Республики Казахстан. Государственный пакет акций АО «ЕНПФ» находится в доверительном управлении Национального Банка Республики Казахстан. Доверительное управление пенсионными активами ЕНПФ осуществляет Национальный Банк Республики Казахстан. С 1 января 2016 года функции по выработке предложений по повышению эффективности управления пенсионными активами переданы Совету по управлению Национальным фондом, который возглавляет Президент Республики Казахстан.

В соответствии с пенсионным законодательством ЕНПФ осуществляет привлечение обязательных пенсионных взносов, обязательных профессиональных пенсионных взносов, добровольных пенсионных взносов, пенсионные выплаты, индивидуальный учет пенсионных накоплений и выплат, предоставляет вкладчику (получателю) информацию о состоянии его пенсионных накоплений (подробнее на www.enpf.kz).

Пресс-центр АО «ЕНПФ»

Информация от АО «ЕНПФ»

05.12.2017 г.

Об изменениях в пенсионном законодательстве, вступающих в силу в 2018 году

Пенсионная система — тема социальная, касающаяся всех слоев населения без исключения, поэтому суть предстоящих изменений в пенсионном законодательстве необходимо донести до каждого гражданина Республики Казахстан.

С 2018 года начнут вступать в силу изменения пенсионного законодательства в части повышения пенсионного возраста для женщин, начисления базовой пенсии, которая будет зависеть не только от трудового стажа, но и от стажа участия в пенсионной системе. Изменения коснутся графика получения и порядка расчета пенсионных выплат из ЕНПФ.

Так, в соответствии с Концепцией дальнейшей модернизации пенсионной системы Республики Казахстан до 2030 года, утвержденной Президентом страны в 2014 году (далее — Концепция), запланирована отмена единовременного изъятия пенсионных накоплений из ЕНПФ при выплатах в связи с достижением пенсионного возраста и установлением инвалидности 1,2 групп бессрочно, за исключением сумм пенсионных накоплений, не превышающих 12 минимальных пенсий. При этом суммы пенсионных накоплений, превышающие на день обращения 12 минимальных пенсий, должны выплачиваться из ЕНПФ только на ежемесячной основе.

Стоит отметить, что данные нормы Концепции были закреплены в положениях Закона о пенсионном обеспечении в 2015 году, а в сентябре 2017 года внесены изменения в Правила , вступающие в силу с января 2018 года.

Таким образом, с 1 января 2018 года пенсионные выплаты из ЕНПФ за счет обязательных и обязательных профессиональных пенсионных взносов будут осуществляться только ежемесячно. Единовременно забрать накопления будет возможно, если они на дату обращения не превышают 12-кратный размер минимальной пенсии. В 2018 году это составит 33 745 х 12 = 404 940 тенге. Все, что превышает эту сумму, будет выдаваться только ежемесячно. Размер ежемесячной пенсионной выплаты из ЕНПФ будет определяться как одна двенадцатая годовой суммы пенсионных выплат, исчисленная в соответствии с Методикой осуществления расчета размера пенсионных выплат, утвержденной Постановлением Правительства. Методика учитывает сумму пенсионных накоплений, коэффициент текущей стоимости пенсионных накоплений в соответствующем возрасте получателя. Коэффициент текущей стоимости, в свою очередь показатель, который учитывает будущую стоимость денег с учетом периода времени, в течение которого накопления находятся в инвестиционном управлении. В зависимости от возраста получателя сумма пенсионных накоплений получателя умножается на соответствующий коэффициент и делится на 12. Это и будет размер ежемесячной выплаты из ЕНПФ. При этом выплата исчисленного размера ежемесячной пенсионной выплаты будет осуществляться в размере не менее 54 процентов от прожиточного минимума, установленного на соответствующий финансовый год законом о республиканском бюджете.

С 1 июля 2018 года базовая пенсия будет выплачиваться в зависимости от трудового стажа и от стажа участия в пенсионной системе. То есть, поменяется порядок расчета базовой пенсии. Сегодня «базовая» пенсия платится всем в размере 14 466 тенге (чуть больше половины прожиточного минимума). С 1 июля 2018 года 54% от размера прожиточного минимума, установленного на соответствующий год, будут получать те, кто имеет стаж участия в пенсионной системе 10 и менее лет. И за каждый год трудового стажа свыше 10 лет будет добавляться еще 2% от размера прожиточного минимума. То есть при стаже 33 лет можно получать максимальный размер базовой пенсии — 100% от прожиточного минимума.

Что касается солидарного компонента, то граждане, которые на 1 января 1998 года не имели трудового стажа, или трудовой стаж был менее шести месяцев, получать пенсию из солидарной системы не будут, т.е. после 2043 года пенсии за трудовой стаж лицам моложе 1980-1982 г.р. за счет бюджетных средств назначаться не будут.

При этом необходимо учитывать, что право на минимальное гарантированное пенсионное обеспечение за данными лицами сохраняется (это сегодняшняя базовая пенсия). Постепенно солидарный компонент уйдет, а доля накопительного увеличится. До 2030 года накопительная часть в совокупной пенсионной выплате займет преобладающую долю.

Главной задачей модернизации пенсионной системы является ее укрепление и повышение эффективности пенсионных выплат. Законодательство Республики Казахстан о пенсионном обеспечении определяет пенсию как совокупность выплат из различных источников, а именно, за счет средств государственного бюджета (солидарная пенсия) и средств самого вкладчика (накопительный компонент, выплаты из ЕНПФ), целевым назначением которых является обеспечение пенсионерам адекватного размера регулярного дохода в -нетрудоспособном возрасте.

ЕНПФ напоминает, что пенсионные выплаты устанавливаются со дня обращения и осуществляются до исчерпания пенсионных накоплений. В случае наступления права на пенсионные выплаты необходимо своевременно обращаться в АО «ЕНПФ».

Перечень всех необходимых документов для оформления выплат пенсионных накоплений в зависимости от способа их подачи в АО «ЕНПФ» (при личном обращении в офис/через средства почтовой связи/веб-сайт АО «ЕНПФ» с использованием электронной цифровой подписи/третье лицо), требования к их оформлению, бланки заявлений, образцы доверенностей, адреса, режим работы и контактные телефоны офисов Вы можете найти на официальном сайте АО «ЕНПФ» www.enpf.kz, информация на котором регулярно обновляется, либо узнать по телефону контакт-центра 1418 (звонки по Казахстану — бесплатно).

С целью реализации прав вкладчиков (получателей) на оформление пенсионных выплат из АО «ЕНПФ», у которых наступило или наступит право на пенсионные выплаты из ЕНПФ до 1 января 2018 г., АО «ЕНПФ» сообщает о том, что 30 и 31 декабря 2017 г. все операционные подразделения Фонда будут работать с 9-00 до 13-00 часов.

Пресс-центр АО «ЕНПФ»

Текущие показатели АО «ЕНПФ»

04.09.2017

Краткий обзор ключевых показателей ЕНПФ на 1 августа 2017 года

Алматы, Казахстан — Общая сумма пенсионных накоплений по состоянию на 1 августа 2017 года составила 7,27 трлн. тенге, увеличившись с начала года на 588 млрд. тенге (8%).

Количество индивидуальных пенсионных счетов (ИПС) вкладчиков (получателей) по всем видам договоров на 1 августа 2017 года составило 10,09 млн. единиц, в том числе за счет обязательных пенсионных взносов (ОПВ) — 9,62 млн. единиц. Количество ИПС вкладчиков по обязательным профессиональным пенсионным взносам составило 430,3 тыс. единиц, а по добровольным пенсионным взносам — 39,83 тыс. единиц.

Общая сумма поступивших взносов в июле 2017 года составила 59,5 млрд. тенге, в том числе обязательных пенсионных взносов порядка 56,7 млрд. тенге.

Сумма чистого инвестиционного дохода, начисленного на ИПС вкладчиков с начала 2017 года, составила 297,06 млрд. тенге. По состоянию на 1 августа доходность пенсионных активов ЕНПФ с начала года составила 4,3% при уровне инфляции 3,8% за аналогичный период.

С начала 2017 года сумма пенсионных выплат из ЕНПФ составила 134,31 млрд. тенге, в том числе переводы в страховые организации 16,13 млрд. тенге. Для сравнения — за аналогичный период прошлого года из ЕНПФ было выплачено порядка 106,58 млрд. тенге (из них в страховые организации 10,95 млрд. тенге).

Информацию о состоянии пенсионных накоплений (в том числе о начисленном инвестиционном доходе) на своем ИПС вкладчик (получатель) может получить в одном из 231 центра персонального обслуживания ЕНПФ, посредством почтовой связи, по электронной почте, на сайте ЕНПФ или через мобильное приложение.

На 1 августа 2017 около 769 тыс. человек получают выписки на электронный адрес и около 3,5 млн. имеют возможность получать информацию посредством сайта или мобильного приложения «ENPF» для смартфонов и планшетов, функционирующих на разных операционных системах. За июль 2017 года в ряды последних присоединились порядка 100 000 вкладчиков (получателей), подписавших дополнительное соглашение об изменении способа информирования.

Количество скачиваний мобильного приложения за месяц увеличилось почти на 67,4 тыс. и составило 917,7 тыс. скачиваний. Напомним, что по состоянию на 1 января 2017 года данный показатель был равен 509,7 тыс. скачиваний.

Консультацию по всем интересующим вопросам, кроме тех, которые являются конфиденциальными, вкладчики (получатели) могут получать как при личном обращении в ЕНПФ, так и удаленно: по телефону, позвонив на бесплатный номер 1418, через социальные сети, форму «обратной связи» и онлайн-чат на корпоративном сайте Фонда.

ЕНПФ заботится о каждом вкладчике (получателе), стремится улучшить качество предоставляемых услуг и создать дополнительные удобные каналы предоставления информации. Одним из дополнительных способов взаимодействия Фонда с вкладчиками стал «Мобильный агент» — проект по выездному обслуживанию вкладчиков (получателей). В рамках этого проекта во всех регионах сформированы выездные команды специалистов ЕНПФ. Сотрудники Фонда назначают удобное для вкладчика (получателя) время, место проведения консультации, помогают людям с ограниченными возможностями сформировать и доставить в Фонд необходимый пакет документов для внесения в базу данных и оказания услуги работниками отделов по работе с вкладчиками филиалов Фонда. Кроме того, мобильные группы ЕНПФ выезжают на предприятия и в организации для проведения презентаций, разъяснения пенсионного законодательства и особенностей казахстанской пенсионной системы. Параллельно на местах оказываются все виды пенсионных услуг, в том числе: оформление заявлений об изменении/дополнении реквизитов вкладчика, выдача заявлений в новой редакции, заключение соглашений о способе информирования и выдача выписок с ИПС. С начала года мобильные агенты совершили более 4 тыс. выездов, во время которых было осуществлено более 113,2 тысяч операций. Работники фонда обслужили 7 120 человек с ограниченными возможностями, оказав им 19,5 тысяч услуг по оформлению выплат и переводов, выдаче выписок о состоянии пенсионного счета, изменению реквизитов и способов информирования.

ЕНПФ создан 22 августа 2013 года на базе АО «НПФ «ГНПФ». Учредителем и акционером ЕНПФ является Правительство Республики Казахстан в лице ГУ «Комитет государственного имущества и приватизации» Министерства финансов Республики Казахстан. Доверительное управление пенсионными активами ЕНПФ осуществляет Национальный Банк Республики Казахстан. С 1 января 2016 года функции по выработке предложений по повышению эффективности управления пенсионными активами переданы Совету по управлению Национальным фондом, который возглавляет Президент Республики Казахстан.

В соответствии с пенсионным законодательством ЕНПФ осуществляет привлечение обязательных пенсионных взносов, обязательных профессиональных пенсионных взносов, добровольных пенсионных взносов, пенсионные выплаты, индивидуальный учет пенсионных накоплений и выплат, предоставляет вкладчику (получателю) информацию о состоянии его пенсионных накоплений (подробнее на www.enpf.kz).

Пресс-центр АО «ЕНПФ»

Дата создания статьи: 31.05.2017 11:29
Дата обновления статьи: 09.01.2018 16:53
Задать вопрос Биография График приема

Руководитель управления
Тухватулина Ирина Наилевна

Январь 2018
ПнВтСрЧтПтСбВс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31        
Подать резюме
Официальный сайт Президента Республики Казахстан Премьер-министр Казахстана egov.kz Ассамблея народа Казахстана Официальный интернет-ресурс Северо-Казахстанской области IPO ДКБ2020 Алтын сапа Әділет Модернизация пенсионной системы Казконтент Инновационные гранты EXPO Агентство Республики Казахстан по делам государственной службы и противодействию коррупции Защита бизнеса СКО Электронная биржа труда Официальный интернет-ресурс Комитета внутреннего государственного аудита Министерства финансов РК 100 новых лиц Казахстана Министерство по делам религий и гражданского общества Республики КазахстанГосударственные символы Республики КазахстанОнлайн-консультации «Молодежь — энергия будущего!»
Яндекс.Метрика

@2018 Управление по вопросам молодежной политики акимата Северо-Казахстанской области